?

Log in

No account? Create an account
Миф о Новленском
История и мифы Спасо-каменного монастыря 
1-май-2007 11:33 pm
небо

Начало Спасо-Каменного монастыря

Летом 1341 г. при великом князе Иване Даниловиче князь Глеб Василькович, внук князя Константина Всеволодовича и правнук великого князя Всеволода Большое Гнездо, отправился в свою вотчину к г. Устюгу. Князю было необходимо пересечь Кубенское озеро. 10 дней князь ждал хорошей погоды у мыса Антония. Наконец, многодневная буря утихла. Князь, Глеб, обманувшись хорошей погодой, рискнул пуститься в плавание по озеру, и попал в еще больший шторм с грозой. Буря застигнув князя «на Карачевской пучине», потопила корабль, в котором находился князь Глеб. В тяжелых доспехах князь пошел на дно, но, не переставая молиться Богу, он вдруг ощутил под ногами камни и радостно воскликнул: «Спас камень!» И пообещал Глеб поставить церковь в честь того святого, в чей день произошло чудесное спасение и устроить монастырь там, где найдет он свое спасение..


С Божьей помощью принесло князя Глеба 6 августа к острову Каменному. На острове же этом жили иноцы пустынножители, состарившиеся за время пребывания на острове «в подвигах духовных». Было их 23. Но не было у них церкви, ибо не было возможностей возвести ее. Кроме того, по берегам Кубенского озера еще много жило «неверных» людей, которые до тех пор не приняли крещения и иноцы остерегались, что, построив, они церковь, «неверные» разорят все. Но была на острове том часовня, в которой иноцы, подобно как в молитвенном храме, собирались для прочтения молит во имя Бога.

Князь Глеб поразился «Божию устроению сия острова» и велел поставить на нем деревянную церковь во имя «Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, честного его Преображения». Украсил он церковь иконами и книгами, и монастырь устроил, как Господу обещал, «вручив старейшинство монастыря того старцу богобоязниву именем Феодору». «И оттоле прозвался Каменный монастырь».

 

Существует другая точка зрения, касаемо того, кто населял остров до посещения его князем Глебом.

Согласно ей, не два десятка монахов, пребывали на острове и жили между камней, а язычники со своими жрецами молились здесь у «священного» камня, над которым был сделан деревянный навес или какое-то другое сооружение. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, наткнулся на них совершенно случайно. Пока озеро не стихло, он беседовал на острове с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, воевода вновь высадился на знакомый остров, на шел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. (Все эти события могли развернуться в начале ХI в. Раскопки археологической экспедиции Н.А.Макарова у деревни Минино на берегу Кубенскогоозера подтверждают, что первые христиане появились здесь как раз в эти десятилетия.)


Почитание креста на острове, над которым была возведена православная часовня, а позднее и церковь, продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто плыл в дальние странствия, кто спасался от бурь на острове. Монастырь складывался как бы сам по себе. Он являлся главным православным миссионерским центром в округе, где еще были живы языческие традиции и верования.

 

О роли и месте Спасо-Каменного монастыря на Руси
Спасо-Каменный монастырь служил духовным маяком для тех, кто отправлялся к Белому морю, кто задумал подняться до отрогов Урала и пройти еще глубже - в Сибирь. Он представлял собой с самого начала основания идеальную модель монашеской обители. Он был населен подвижниками, жившими сообща, общежитием, когда на Руси не было еще киновий. Они пришли сюда, в суровые природные условия, ради спасения своей души, с миссионерскими целями поднимать и возделывать этот прекрасный край. К сожалению, оторванность от крупных центров привела к тому, что до нас не дошли исторические известия о жизни монастыря именно в эти первые века его существования.

Позднее значение этой обители не уступало роли знаменитого Троице-Сергиева монастыря. Отсюда, как из Троицы, выйдут основатели новых монашеских общежитий. Здесь Иоасафу Каменскому случилось явление Спасителя. Сам Иисус Христос предрек вечную славу подвигам местных подвижников. В древнерусской житийной литературе описание такого видения редкостно.

 

Согласно Вологодской степени (особый список привилегированных монастырей в ХVII в.), Спасо-Каменная обитель на Кубенском озере значится первой. Архимандрия (наиболее почетная сановная степень) введена в монастыре в XVI в., тогда как Кирилло-Белозерский монастырь получил ее только в середине ХVII в.

 

О спасительной миссии монастыря-маяка

Одной из спасательных миссий Каменного острова являлась роль монастыря как маяка. «На крыше братско-настоятельсого корпуса был установлен маяк - большой мощности керосиновая лампа под специальным стеклянным колпаком. Свет маяка был виден в хорошую погоду за 20 верст, а в плохую – за 4 версты. В Петербурге на заводе Орлова был отлит именной колокол и доставлен на остров, чтобы подавать звуковой сигнал во время туманов и зимних метелей. Четыре матроса-инока днем и ночью в любое время года могли оказать помощь терпящим бедствие. Руководил работой станции настоятель монастыря отец Павел. За спасение утопающих он был награжден в 1890 г. серебряной медалью, а в следующем году – орденом святой Анны 3-й степени».

 

О вкладах в Спасо-Каменный монастырь

В свое время много чего даровал Василий Темный Спасо-Каменному монастырю. Однако сегодня не известно, где находятся такие вклады в Спасо-Каменный монастырь великого князя Василия Васильевича Темного как чудотворная икона Спаса Эммануила, привезенная его деду Дмитрию Донскому из Константинополя, и икона Богоматери Одигитрии. Чудотворный образ Спаса являлся семейной реликвией великих московских князей, вклад его в монастырь – это многозначительный жест со стороны Василия Темного. Традицию поддержки «своего» монастыря хранили и его сыновья. Неизвестна судьба Деисуса письма Дионисия Глушицкого, принесенного в дар Спасо-Каменному монастырю князем Андреем Васильевичем. «По всей вероятности, - делает вывод Н.И.Суворов, - упомянутые драгоценные иконы сгорели в первом пожаре 1472 года».

 

А сколько погибло бесценных рукописных книг!.. Хранившиеся в монастырских ризницах, они, как порох, горели при пожарах (пожар в Спасо-Каменном монастыре был 4 раза, причем дважды он сгорал дотла – 3 сентября 1472 г. и 24 июля 1773 г.), унося с собой невосполнимую частицу отечественной культуры. В «книгохранительной палате» Спасо-Каменного монастыря даже после опустошительного пожара 1472 г. по переписи 1670 г. хранилось 364 книги, из них только 66 книг были печатные. Среди древних письменных памятников 6 книг были «на харатье», то есть на пергаменте. И даже это богатство являлось лишь частью сохранившейся библиотеки. Опись книг заканчивается неутешительным выводом: «А иные книги многие в пожарное время сгорели». Во времена духовного расцвета Кубеноозерья в ХV -ХVI вв. каждый монастырь имел свою библиотеку, здесь трудились многие «списатели», то есть переписчики древних книг, составители новых. Творчество инока Спасо-Каменного монастыря Паисия Ярославова нам в общих чертах, к счастью, известно, а сколько имен переписчиков не дошло до нашего времени?!

 

О ледоходе и принесенном камне-гиганте

Из поколения в поколение в Кубеноозерье рассказывают историю о том, как в 1836 г. мощные льдины занесли на крышу келий во время ледохода огромный камень в 500 пудов. Можно верить в это или нет, поражаясь проделкам дикой природы, но оказывается, как свидeтeльcтвует Александр Круглов (писатель, посетивший в 1897 г. Спасо-Каменный монастырь), когда-то за сараями, вблизи храма, был врыт в землю этот каменный великан, на поверхности которого читалась надпись о его чудесном здесь появлении. Сохранилась фотография этого каменного «путешественника». Сегодня он погребен под взорванным Спасо-Преображенским храмом и при дальнейшей расчистке территории может быть найден.

 

О «банных» отмелях

Не раз и не два, в разного рода документах о монастыре, я встречал упоминания о бане за оградой монастыря.. Иметь баню на территории обители строжайше было запрещено монастырскими уставами. Сложилась даже легенда, что отмели, которые ведут к северо-восточному берегу, обнажающиеся в засушливые года, назывались «банными». По ним, мол, ходили монахи на «помывку», а сами бани стояли на соседнем берегу.

Игумен Павел рассказывал Круглову по этому поводу несколько иначе: « Тут есть песчаная коса. Она идет от нашего острова к Банному, поросшему ракитником... он тянется до берега в виде луга с осокою... Как пересыхает, в мелководье можно по нему до берега дойти».

Может, в какие-то времена и стояли на ряжах бани на острове Банном (не зря он так назван). Н.А.Плигина, ссылаясь на строгий монастырский устав со времен игумена Дионисия Грека, считает, что они находились на самих отмелях, которые являются рукотворными, созданными самими монахами. В том, что они насыпаны, я и сам неожиданно убедился, когда на отмели метрах в десяти-пятнадцати от берега случайно подобрал кусок спекшегося стекла. Точно такой же я видел в музее поселка Устье, как экспонат с территории дореволюционного стекольного завода, стоявшего в устье реки Кубены. Значит, монахи привозили оттуда грунт и подсыпали отмель, которую каждый год размывало.

Очень бывают поражены те, кто впервые сюда попадают, и когда, подплывая к острову, видят евангельскую картину: некто идет по воде, яко по суху, как Иисус Христос. Вода озера светлая, чистая, можно так брести по чуть притопленной песчаной косе не один десяток метров...

 

Трагическая история о влюбленном монахе

С этой отмелью связана и романтическая история, которую любят рассказывать окрестные жители. Будто бы один из монахов влюбился в девушку, живущую в одной из деревень на берегу. Приходить на свидания к ней он мог только в темное время суток, когда никто в монастыре не видел его отсутствия. Для того, чтобы монах не сбился с дороги, то есть с «банной» отмели, девушка выставляла на берегу фонарь, на который, как на маяк, и шел в темноте монах. Его деревенский соперник выследил парочку и решил монаху отомстить, переставив в одну из ночей фонарь на другое место. Монах пошел по привычке на огонь фонаря, оступился, упал в воду и утонул. Такая вот история, одна из легенд Кубенского края.


Источник: «Земля русского преображения. Рассказ об одном из исторических и духовных центров России – вологодском Кубенозерье», Вадим Дементьев.
Comments 
27-май-2010 06:43 am - Паруса в Шексне и... Спасо-Каменный монастырь
Здравствуйте!
На первом снимке запечатлен момент парусной регаты в с. Устье, которую тем ее проводит Шекснинский парусный клуб с 2006 г.
А истоки появления яхтклуба в Шексне следует искать на берегах Кубенского озера.
Началось когда-то все это с желания побывать на маленьком островке и дотронуться до развалин древнего монастыря...
Подробнее на сайте
http://www.my-verf.ru/tourizm/spas-kam-1.html
С уважением.
30-май-2010 08:31 am - Re: Паруса в Шексне и... Спасо-Каменный монастырь
Здравствуйте!!! Так здорово, что Вы написали!! Как много интересного можно узнать о местах, о которых одно время так тщательно собирали информацию... Читаю Ваш сайт..!!
27-май-2010 07:14 am - О себе
Расскажу здесь немного о себе.
Родился в Вологде и в ней прожил 25 лет.
В детские годы каждое лето жил с у бабушки в деревне Погостец в 10 км от с. Новленское.
Первые свои лодки построил и испытал именно там в деревне. На свой первом швертботе познавал искусство управления парусом именно на Кубенском озере. часто быввал на Спасе. Лично знал Александра Николаевича Плигина.
Признаюсь, что мой прадеды когда-то жили в д. Шолохово и рыбачили на Кубенском озере.
С 1995 г. живу и работаю в п. Шексна. Стоял у истоков создания в Шексне детского парусного клуба.
http://www.my-verf.ru/parus-sheksna/origin-1.html


13-авг-2013 04:42 pm
http://vmerta.livejournal.com/144031.html?thread=161183

О деревне Шолохово на Кубенском озере.
This page was loaded сент 22 2018, 12:51 pm GMT.